Добро пожаловать     на персональный сайт     доцента Курбанова М.Г.

НАЧАЛО      БИБЛИОТЕКА      РЕСУРСЫ      ПУБЛИКАЦИИ      НОВОСТИ      ОБЪЯВЛЕНИЯ       ПОЧТА


 

Курбанов М.Г. Политический экстремизм и массовое сознание // Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практич. конф. В 2 т. Т.1. / Под ред. А.-Н.З.Дибирова, М.Я.Яхьяева, А.М.Муртазалиева, К.М.Ханбабаева. – Махачкала: Лотос, 2008. 608 с. (С.305 – 307). (0,2 п.л.).

 

 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ  ЭКСТРЕМИЗМ

И  МАССОВОЕ  СОЗНАНИЕ

Курбанов М.Г.

г. Махачкала, ДГУ

 

Политический экстремизм как реальный феномен может возникать только в иерархических структурах между различными уровнями субъективной стороны политической деятельности. В общей структуре политических субъектов современного общества можно выделить легитимную и нелегитимную стороны, которые разделяются и регламентируются в законодательстве. Цивилизованный политический субъект всегда стремится к легитимному функционированию, получающему одобрение и поддержку большинства населения. Поэтому полноценная легитимация всех сфер политической жизни должна стать базовым основанием развития гражданского общества и правового государства.

Политическая прозрачность всех сфер жизни общества и различных уровней государства возникает не сама по себе, а в результате целенаправленной, кропотливой работы - политического просвещения и духовно-нравственного воспитания людей, распространения ценностей, идей и идеалов,  внедрения их в массовое сознание граждан. Интерес к политической жизни должен стать частью массового сознания. Власть имеет свое оправдание в том, что она нужна и должна народу, а не народ должен ей. Соответствие власти интересам народа делает эту власть не только легитимной, но и справедливой, и сильной, и оправданной исторически.

Однако, в условиях динамичных перемен и глубоких реформаций в обществе, не каждый субъект деятельности (особенно в политической сфере) может соответствовать высоким цивилизационным требованиям. В результате этого возникают сферы теневой политики, теневой экономики, далекие от прозрачности общества. Если субъект политической деятельности начинает ставить перед собой такие цели, которые при существующей системе власти цивилизованным образом реализовать практически невозможно, то функционирование субъекта может переходить в нелегитимную плоскость экстремизма и терроризма. Субъект политической деятельности, имеющий социальную силу или какой-либо иной ресурс в обществе, непременно включает этот ресурс в политически оборот. Именно по этой причине политический экстремизм всегда чреват своими попытками извлечения из арсенала возможностей всех доступных средств деятельности. Как правило, это самые архаичные и варварские средства, весьма далекие от цивилизованной политической культуры и эффективно влияющие на самые примитивные формы обыденного массового сознания, такие как массовая паника, импульсивность массовых действий, фрагментарность массовых представлений и др.

Всякий экстремизм как особое социальное явление, непосредственно ориентированное на массового человека и массовое сознание, существует в качестве социальной институционализации особого экстремистского уклада, противостоящего общепринятому укладу умеренного типа. Это значит, что эти уклады всегда сосуществуют и взаимно дополняют друг друга, принося обществу в целом либо вред, либо пользу. Так, в любой политической партии есть свои экстремисты и свои умеренные. Однако социально-политическая институционализация экстремистского уклада в четко оформившийся экстремизм уже заранее обрекает политическую жизнь общества на вполне очевидные негативные последствия, требующие оперативного вмешательства всего общества и государства. Такое вмешательство эффективно только в том случае, если оно происходит своевременно и именно в оперативном режиме, ибо в условиях экстремизации массового сознания начинает актуализироваться  фаза деструктивного хаоса и развала. 

Экстремизм всегда выходит за рамки правового поля и в принципе не подлежит юридическому оправданию. Поэтому в отношении ко всем его институциональным формам проявления должна осуществляться правовая практика жестко-регламентированных ограничений и санкций. Имманентная природа политического экстремизма всегда обусловлена многозначным соотношением сил в широком диапазоне всего идейно-политического спектра ценностей современного общества и государства. Известно, что в развитых странах выборы выигрывают не экстремисты правого или левого толка, а умеренные деятели, тяготеющие к центру идейно-политического спектра, склонные к компромиссам, соглашениям и сотрудничеству.

Политический экстремизм является характерным объективным показателем высокой политической напряженности в обществе. В условиях обострения политической борьбы между различными силами экстремизм выглядит как чуть ли не единственной формой решения возникающих проблем. Однако эта форма не может быть признана легитимной в области правоприменительной практики. Неумение, а порою и нежелание отдельных субъектов представлять свои растущие интересы, стремления и амбиции в правовых формах и в легальных органах власти, подталкивает их на скользкий и быстрый путь экстремизма, чреватый эскалацией жестокости и насилия.

Помимо открытых и очевидных форм недовольства, политический экстремизм может иметь и латентные, т.е. скрытые, формы существования в виде растущего потенциала массового недовольства, способного переходить в акты неповиновения и прямого насилия с неопределенной политической мотивацией. Примером могут послужить факты коррупции в органах государственной власти, скрытная продажность ряда решений, полномочий и должностей, не получающая соответствующей правовой оценки государства и морального осуждения в обществе.

На Северном Кавказе, в Дагестане, как и в России в целом, имеют место почти все формы политического экстремизма. Причиной тому служат остаточные явления так называемого «переходного общества», пережившего системный кризис всех сфер и уровней. Массовое обнищание населения, сквозная криминализация жизни, несправедливое  распределение общественных благ (проприватизация), духовная деградация в культуре, утечка «мозгов» за границу, распространение проституции, беспризорности, пьянства, наркомании – всё это пока не преодолено и продолжает свидетельствовать о нахождении общества у той черте, за которой начинается грань экстремального выживания. Экстремальный уклад в жизни общества постепенно теряет свои позиции, но это не означает, что он безвозвратно преодолен. В обществе как никогда востребованы политическое мужество лидеров и гражданский героизм народа.

 

 

 


© Курбанов М.Г., 2008 г.




Hosted by uCoz