Курбанов М.Г. Философские искания человечности и исторический процесс.
- Махачкала, Издательство "Юпитер" 2002. 253 с.

Заключение

 

Познание проблем, содержания и смысла человечности является бесконечным как в своей многогранности, так и в каждом ее отдельном штрихе, элементе, признаке, которые выстраиваются в тот или иной конкретно-исторический образ. Этот образ вызывает разные мнения и истолкования. Человек учится быть человечным всегда в каждом своем поступке, в каждом переживании и сопереживании. Подводя итоги пережитому, а то и вовсе уходя из жизни, каждый вправе спросить себя о том, достаточно ли человечной и достойной была прожитая им жизнь. К какому внутреннему голосу он должен прислушаться в ответе на этот вопрос, - к голосу разума или чувства, - к голосу любви или ненависти, - к голосу совести или алчности? В разных своих ответах на этот вопрос человек начинает понимать ту простую истину, что он даже не ангел, хотя, порою, мнил себя богом, - что он не зверь, хотя, порою, вел себя хуже зверя. Таким образом, искания человечности - это, своего рода, кара, постигшая всех людей и каждого в отдельности, принуждающая к испытанию своих грез и мечтаний на их прочность и достоверность, - подобно Сизифу, обреченному вершить для страждущей души изнуряющий подвиг над собой.

Порою человек сам путается в том, что в нем действительное и сообразное человечности, а что мнимое и иллюзорное. Вера в себя, в свой человеческий облик может не только облегчить нашу суетную жизнь в современной галопирующей эпохе, но порою может сыграть и злую шутку. Если эта вера нравственная, то она провозглашает человечность в качестве самодостаточной цели и высшей ценности бытия. Безнравственная вера влечет человека к самоотчуждению и примирению с пониманием себя в качестве средства, а не цели. Эстетическая вера в красоту человечности провозглашает человека в качестве эталона мировой красоты, гармонии и совершенства. Эта вера поднимает человека из самых трущобных глубин судьбы, придает ему силу и смысл жизни. Вместе с тем, искаженный облик этой веры может делать человека, живущего в роскоши дворцов, самым несчастным и горестным.

Человеческая сущность обречена быть историчной. Это означает, что она никогда не выражается во всей своей полноте в форме актуального бытия, - она всегда пребывает в непрерывном самостановлении, - она стремится обрести не только свое действительное бытие, но и стать "мерой всех вещей", - не сама по себе, а благодаря человеческой деятельности, соприкасающейся с этими вещами. Поэтому, понять человечность вне исторического процесса нельзя. Но, наряду с этим, нельзя и сводить человечность только к историческому процессу. Момент вечности каким-то загадочным образом вкрапляется в человеческую ткань жизни и не оставляет другого альтернативного выбора тому, кто хоть раз вплотную соприкоснулся с этим моментом в своей суетной жизни.

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие …………………………………………………………........

Часть 1. Философская "нищета" антропологии ……………….........

1. Парадоксы человечности …………………………………………......

2. Идиотизм и социальная адаптация ………………………………......

3. У истоков человечности ………………………………………….......

4. Дикость - варварство - цивилизация: восхождение человечности

5. Культура и история ……………………………………………….........

Часть 2. Стихийное и сознательное в истории …………………..........

6. Проблема реальности законов в истории общества ………………..

7. Объективное и субъективное в реализации законов общества …..

8. Переход человечества от стихийного к сознательному бытию …..

9. Естественное и созидательное в историческом процессе ……….....

10. Законы общества и направленность общественного прогресса …

Заключение ……………………………………………………………........

Список литературы ……………………………………………………......

 

 


© Курбанов М.Г. 2002 г. Philosophy Page of Kurbanov M.G.



Hosted by uCoz